Уроки по Photoshop, Illustrator, Flash и 3ds max. Статьи по дизайну и фотографии.

История искусства: Древний Египет

Древний Египет
Древние египтяне в своем искусстве уделяли много внимания образным рисункам на религиозные темы, изображению ритуалов и надписям иероглифами. В нашей статье мы рассмотрим временной интервал с 3000 г. до н.э. (после окончания эпохи неолита в регионе) до 30 г. до н.э. До того, как римляне вторглись и захватили власть (вспомните рассказы про Клеопатру и Цезаря).

Древнеегипетская живопись. Изображение от Sa.hprw.


Ранний династический период, 3000-2686 г. до н.э.

МастабаТакже известный как «архаичный» период. Это время следует за эпохой неолита и объединением Верхнего и Нижнего Египта. В это время Египет управляется богоподобными фараонами. С цивилизацией приходит желание правителей получить всеобъемлющую полноту власти и рассказать о ней миру.

Образец Мастабы (гробница в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств). Изображение Джона Бодсуорта - www.egyptarchive.co.uk.


В Египте из Месопотамии переняли некоторые архитектурные традиции, такие например как: технологию высушивания на солнце кирпичей и различные декоративные строительные особенности (арки, утопленные стены). И добавили от себя сложные похоронные традиции.

Все это вылилось в пирамиды - структуры, использующие серию плоских платформ, и Мастабу - древнюю египетскую гробницу. Когда мы думаем о древних египетских гробницах, мы говорим о самой богатой прослойке их общества, способной вложиться в создание целых произведения искусства и архитектуры, чтобы почтить мертвых (или отправить их в загробную жизнь). Интересно, что многие произведения искусства обнаруженные внутри этих самых гробниц на протяжении всей истории раскопок, действительно никогда не похоронные живыми людьми.

Древний ЕгипетПервым фараоном Египта считается Менес или Нармер. В настоящее время предполагается, что это был один и тот же человек. Но чаще всего первым фараоном везде значится Нармер.

Нармер показан на Нармерской палетке носящим короны Верхнего и Нижнего Египта, как знак объединения этих двух царств. По крайней мере, так предполагают египтологи. Данная палетка является одним из самых ранних примеров иероглифических надписей, датирующихся примерно 3100 годом до нашей эры или около того, и включающая в себя некоторые классические элементы древнеегипетского искусства.

Нармерская палетка. Изображение из Wikimedia Commons.


Древнее царство, 2686-2181 г. до н.э.

Пирамида ДжозераЭпоха Древнего Царства начинается с Третьей Династии Египта. То есть с правления Джосера, царствовавшего в течение нескольких десятилетий: где-то около 2691-2625 гг. до н.э. (другие источники говорят 2686-2613). Джосер приказал построить для себя ступенчатую пирамиду в Саккаре под названием «Пирамида Джосера». Первые классические пирамиды Египта появились именно в период Древнего царства.

Пирамида Джосера. Изображение от Charlesjsharp.


Кроме того, во время правления Джосера получил известность его визирь Имхотеп, которого вы может знать по серии фильмов «Мумия». В действительности Имхотеп был архитектором, инженером и врачом. Он разработал Пирамиду Джосера, и, возможно, он отвечал за первое известное использование каменных колонн в Древнем Египте. Позже его почитали как поэта и философа благодаря божественному статусу, который он получил после смерти (около 2000 лет после его смерти).

Пирамида ДжозераЕще одна известная пирамида, построенная во времена Древнего царства, - Великая Пирамида в Гизе. Предполагается, что она была построена Хуфу во время Четвертой династии. Эта старейшая и крупнейшая из трех пирамид в Гизе считается одним из семи чудес Древнего мира.

Великая Пирамида в Гизе. Изображение пользователя Nina.


Вероятно, построенная в течение десятилетия (или более), пирамида состоит из известняка, гранита и раствора. Известняк использовался для покрытия. Чтобы вырезать камень из скалы египтяне забивали деревянные колышки в камень, пропитали их водой, и, когда клинья расширились от воды, они растрескали породу, позволяя отдели их или разбить на куски.

Статуя Иайиба и его жены ЧуаутаКамни отправились на строительную площадку на лодках по реке Нил, где они встраивались в пирамиду. Что касается того, как была построена пирамида, существует так много версий, в том числе рабский труд, квалифицированные рабочие, блокируемые прокатки или перетаскивание, и многое другое.

Другим художественным вкладом Древнего Царства в искусство древнего Египет можно считать первые статуи в натуральную величину, созданные из дерева, меди и камня, а также портреты людей. Они были украшены рельефными рисунками, на которых изображены пейзажи, растения, животные и многое другое.

Древнее царство просуществовало около 500 лет и сменило 4 династии.

Статуя Иайиба и его жены Чуаута, Гизы; 4-я династия. Изображение от Einsamer Schutze.





Среднее царство, 2000-1700 г. до н.э.

Статуя Сененмута
Перейдем теперь к Среднему царству. Эта эпоха принесла нам статую-блок - мемориальную скульптуру, изображающую фигуру, сидящую на корточках или сидящую с руками, лежащими на коленях. Часто фигура в статуе как бы покрыта тканью так, что ей придается квадратная форма. В этом жанре можно выделить два типа статуй: с покрывает тканью ногами и с открытыми ногами.

Статуя Сененмута. Изображение Андреаса Прафека.


Такие статуи заказывали себе не толко фараоны, но и богатые египтяне. И в отличие от многих произведений искусства до того, в данных уже можно найти изображения женщин (и даже не в виде богинь плодородия).

Голова и туловище богатой женщиныИнтересно, что эти статуи смогли сохранить для нас стандарты красоты, макияжа и причесок того времени.


Голова и туловище богатой женщины, ок. 1844-1837 до н.э. Фонд Чарльза Wilbour Эдвин.






Новое царство, 1550-1069 г. до н.э.

Эпоха Нового Царства начинается примерно в то время, когда Ахмос I воссоединил Египет вокруг 17-й династии. Поскольку мы сосредоточены на искусстве, а не на всей истории Египта, достаточно сказать, что это привело к третьей великой культурной революции Египта.

Барельеф царствующих супругов в стиле АмарныОна отличается от предыдущих тем, что в это время фараоны были довольно экстравагантны. К счастью для мира искусства. Ведь разве можно найти лучший способ показать богатство или почтить живых и мертвых, как ни запичетлеть все в картинах, скульптурах и т.д.?

Барельеф царствующих супругов в стиле Амарны. Изображение Андреаса Прафека.


Период Амарны в конце восемнадцатой династии привнес необычную стилитику в художественный стиль древнеегипетского искусства. Фигуры стали более андрогинными и выразительными, чем раньше. Пальцы рук и ног изображались длинными и тонкими, лица вытянутыми, а животы, бедра и грудная клетка - толстыми. Раньше у фигур людей были две правые ноги или две левые ноги, в то время как в эпоху Амарны у них появилась и правая и левая нога.

Около 1200 г. до н.э. фараон Рамсес и его приемники, отдавали предпочтение массивным произведениям искусства, в том числе барельефам на которых рисунки вырезались из камне. Поскольку эти куски камня были огромными, фигуры на них изображались не особо детализированно.

Часть Книги МертвыхЕще одним интересным нововведением стала Книга Мертвых. На протяжении всего периода Нового Царства мертвых хоронили вместе с ней. Она представляла из себя коллекцию текстов - заклинаний, предназначенных для помощи в переходе человека в загробную жизнь и была написана на папирусе, и вкладывалась в саркофаг умершего. Эта традиция прошла через всю эту эпоху и даже перешла в следующую.

Часть книги мертвых. Изображения с Викисклада.


Люди, которые заказали эти тексты для себя или для близких, были богаты, так как такой папирус был дорог. Интересно, что можно было приобрести предварительно заготовленные папирусы, а не создавть их задорого под себя, поместив в нужное место лишь имя усопшего при покупке. Папирус Ани является примером одной из таких «книг».

Поздний период (664-332 г. до н. э.) и далее

Кошка Гайер-АндерсонаПосле Нового Царства приходит Поздний период. Масштабы художественных работ уменьшаются по сравнению с предыдущими эпохами. Набирвют популярность бронзовые фигуры (культура бронзового лиья сохранится и в последующий период правления Птолемеев). От этого времени нам досталось много фигур бронзовых животных, особенно изображающих богов Бастет и Апис.

Кошка Гайер-Андерсона, которая считается изображением богини Бастет. Фото от Einsamer Schutze.


После Позднего периода Египет был захвачен персами, греками и римлянами (в таком порядке). Александр Македонский завоевал персов, а вместе с ними и Египет, установив в стране Птолемеевское царство (332-30 г. до н.э.). А позже Октавий победил Марка Антония, избавился от Клеопатры и присоединил Египет к Римской империи (с 30 г. до н.э. до 4-го века).

Наши следующие две статьи будут посвящены Древней Греции и Риму соответственно. Там мы опишем их влияние на культуру Египта и станут более понятны культурные и художественные заимствований египтян от этих двух великих культур.

Живопись

художественная палитраПройдя через эпохи, давайте немного передохнем, чтобы поболтать о живописи, найденных по всему древнему Египту. Часто, когда я думаю об искусстве этих эпох, на ум приходят картины или разрисованные носители (барельефы, скульптуры и т.д.).

Окрашиваемые поверхности, скорее всего, подготовливались слоями побелки и/или гессо, грунтовочной краски. В ходу было всего шесть цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Небольшая палитра, найденная в гробнице Тутанхамона, содержала эти шесть цветов. Для их создания использовались минералы разбавленные неизвестным жидкостями (возможно, яицами).

Пример художественной палитры. Изображение из Харрогейтского музея.


Начиная с 4000 г. до н.э. в живописи использовались цветные краски. Было обнаружено, что первое применение синего пигмента относятся к 3000 г. до н.э. Позже его получали добавляя к растительным красителям минеральные пигменты и впервые в истории создали «красочный лак» - нерастворимым краситель. Этот вид пигмента будут использовать еще в течение тысяч лет после изобретения

Египетская настенная картина женщины, держащей Систрум. Изображение из Wikimedia Commons.


Египетская настенная картина женщины, держащей СиструмПомимо их вклада в пигменты и краски, у египтян был особый стиль в искусстве, используемый в течение тысяч лет (до периода Амарны), включающий фигуры голов в профиль, тела, обращенные вперед, и ног, опять же, в профиль (часто показаны как два левые ноги или две правые ноги).

Кроме того, если в этих картинах не были показаны дети или боги, все человеческие фигуры изображались пропорциональными. Строгость этих фигур контрастирует с выразительным периодом Амарны, о котором говорилось выше.

Заключение

От барельефов и скульптур до картин и папирусных текстов - древние египтяне внесли огромный вклад в мир искусства. Очень повезло, что многие из их династий были помешаны на загробной жизни, так как именно места их захоронения дали нам множество произведений искусства и сохранили их для изучения в надежде понять их жизнь, культуру и историю.

В нвшей статье мы показали всего лишь основные моменты художественного выражения и истории в течение нескольких тысяч лет. Древний Египет наполнен фантастическими произведениями искусства, которые могут многое рассказать о его культуре и истории.

Статья основана на материале англоязычной статьи переведенной автором сайта и при цитировании его на русском языке ссылка на сайт обязательна. Автор Mary Winkler. Оригинал статьи на английском

Другие статьи >>