Уроки по Photoshop, Illustrator, Flash и 3ds max. Статьи по дизайну и фотографии.

История искусства: Месопотамия

месопотамия

Продолжаем нашу серию статей об истории искусства. В этой мы затронем искусство Месопотамии - колыбели человеческой цивилизации! С появлением организованных сообществ появляется потребность в общении не только через рисунки, но и через письмо. С этого действительно начинается история, благодаря записям, созданным людьми, которые все фиксировали, сохранив тем самым свою культуру.


Висячие сады в Вавилоне. Изображение 19 века.


Шумеры

шумеры
Клинопись в древнеперсидском, вавилонском и Эламском. Изображения: Джона Хилл, КС-СА 3.0.


Шумер был примечателен тем, что это первая цивилизация в Южной Месопотамии (на территории современного Ирака) и тем, что в этой культуре впервые была разработана система письменности - клинописи. Клинопись - это клиновидной шрифт встречающийся на многих каменных скрижалях и самые ранние из них дотируются 3500 г. до н. э. или около того.

В отличие от прото-письма, которое не содержат лингвистического содержания, клинопись выросла из пиктограмм, включив в себя абстрактные формы, которые позволили людям Месопотамии общаться и записывать свою жизнь и идеи. Клинопись активно использовалась где-то до 100 н. э., пока не были придуманы алфавиты и не начали использоваться по всей Евразии.

Клинопись считается величайшим достижением Шумерской цивилизации, и это именно ее мы можем благодарить за предоставленную историкам информацию а культуре и искусстве Месопотамии.

Урук и рельефные скульптуры

Варка Ваза
Варка Ваза. Изображение собственность - Einsamer Schutze, КС-СА 3.0.


Урук был крупным городом в Шумере, одним из самых древних в Месопотамской культуре (около 3 тысячелетия до н. э.). Искусство того времени состояло во многом из керамики и резьбы по дереву.

Один из известных примеров - Варка Ваза, алебастровый резной сосуд с четырьмя ярусами конструкции. Первые три яруса содержат узоры по периметру вазы, состоящие из цветов на дне, животных посередине, и мужчин, носящих различные сосуды на верхней из трех секций. В верхней части всей конструкции идут сцены с Инанной (также известной как Иштар), богиней любви, плодородия и войны.

Еще одна штука, сделанная в это же время, - Урукский желоб. Подобно Варка Вазе, эта декоративная деталь представляет собой рельефную скульптуру. Художники верезали рельеф на камне, поэтому кажется, что формы выходят из фона или размещены поверх скульптуры.

урук
Урук Ваза. Изображение собственность - Jononmac46, CC BY-SA 3.0


Художники отсекали ненужное, позволяя остальному сформировать выступающий рисунок. Хотя это была утомительная задача, у барельефов было больше шансов сохраниться на протяжении многих лет, поскольку они были не такими хрупкими, как простые скульптуры.

Раннединастический Период Искусства

шумерская скульптура
Шумерский прихожанин. Изображение собственность - Усама Шукир Мухаммед Амин FRCP, CC BY-SA 4.0.


Интересно, что ранний династический период (2900-2350 гг. до н.э.) дал нам много вотивных (обрядовых) статуй или барильефов поклоняющихся богам людей и священников. Как правило, эти фигуры были изображены одетыми в юбки или платья, сложив руки в груди. Лица не особо тщательно прорабатывались, но были хорошо изображены прически у женщин, а также одежда или предметы, которые держали маленькие фигурки.




Рам
Рам в Тикете, изображение собственность - Jack1956 вязтое с английского Wikipedia, CC BY-SA 3.0


Это был период времени, когда медь широко использовалась при создании скульптур. Фантастический пример этого использования был найден на Королевском кладбище в Ур: Рам в Тикете.

Рам был найден разломанным на множество кусков, но его восстановили. Раньше у него было внутреннее ядро из дерева, но со временем оно разложилось. Археолог сэр Леонард Вулли обнаружил скульптуру (действительно, пару скульптур), и после использования воска, чтобы держать все вместе во время раскопок, осторожно вдаваил его в форму.

Для скульптуры были использованы различные материалы. Золотой лист был привязан к деревянной подставке, а уши были сделаны из меди. Руна была сделана из раковин, а шерсть на плечах и рога была из лазурита. В значительной степени фигура стоит на основании, покрытой мозаикой из раковин, лазурита и красного известняка.

Разговор о мозаике приводит нас к другому раннединастическому творению, «Штандарту из Ура». Эта набор мозаик изображающих историю о войне и мире, изготовленный из лазурита и раковин. Подобно упомянутой выше скульптуре, эти мозаики были приклеены к дереву, и поэтому они сохранились только фрагментами. Вулли и его команда несут ответственность за восстановление Штандарта; они также использовали воск для тщательного сбора небольших фрагментов мозаики, и собрали ее в единое целое в меру своих возможностей.

Штандарту из Ура
Штандарт из Ура, 2600 г. до н.э., панель Война

Благодаря использованию материалов, таких как камни, металл и ракушки, у нас есть искусство тысячилетней давности. Хотя древесина, возможно, возможно и была для них более привычным материалом, но она разложилась со временем, не оставив нам примеров ее использования в искусстве.

Аккадское искусство

Голова Акадского короля
Голова Акадского короля


Аккадская империя контролировала Месопотамию с 2271-2154 до н.э. Это дает нам время, в течение которого их культура главенствовала, и мы сможем уведеть их вклад в искусство. Неудивительно, что когда мы говорим о культурах, покоривших большие площади, у них, как правило, есть работы, которые фокусируются на царях, лидерах и их империях. Аккадская империя ничем не отличалась от них, поэтому у нас есть скульптура одного из аккадских королей. Скульптура царя была сделана из бронзы.


Стела победы Нарам-Син
Стела победы Нарам-Син. Изображение собственность - Рама, КС-СА 2.0 фр.




Также сохранялись и достижения королей. Стела - большая каменная плита (также может быть из древесины), возведенная как отдельный памятник или чать мемориала. «Victory Stele of Naram-Sin» - это рельефная резьба, высотой в шесть футов (приблизительно 1,8 метра) и изображающая короля Нарам-Сина Аккада, ведущего свой народ к победе.

Этот кусок очень интересен еще и тем, что показывает шлем на короле, который ранее могли носить только боги. Добавьте к этому позицию короля на барельефе, и у вас есть яркий пример изображения лидера как божества, что довольно распространенное явление на протяжении всей истории человечества.

Ассирийское искусство

Крылатый джин
Крылатый джин из дворца короля Саргона II в Дур Шаррукин.


Переходя к ассирийцам, мы сразу увидим другую культуру, искусство которой было сосредоточено на победах, войнах и ее лидерах. Яркая сторона этой эпохи, продолжавшаяся с 1500 г. до н.э. до 612 г. до н.э., была сосредоточена на создании больших, эффектных произведений искусства, украшающих общественные здания и дворцы.

Много внимания было уделено изображению животных. На подробнейших барельефах, изображались фигуры людей, которые едут на лошадях в бой. Заметный вклад в искусство добавил «Крылатый джин», который представлял из себя рельефную резьбу человека с крыльями. Как и аккадианцы перед ними, ассирийские лидеры, заказали эти произведения искусства как изображения их собственной божественности. Единственной разницой между изображением королей и джинов, являются крылья.

Позже эти крылатые люди повлияли на греческое искусство в течение своего архаического периода и привели к таким известным мифологическим существам, как Химера, Пегас, Гриффин и Талос.

Вавилонское искусство

Висячие сады Вавилона
Висячие сады Вавилона. Иллюстрация начала 20-го века.


Передвигаясь по истории вперед, мы достигаем вавилонян. Обычно, когда вы слышите о них, думаете об одном из семи чудес древнего мира: Висячих садах Вавилона. Сегодня эти сады не существуют, причем разрушены они были очень давно и есть только художественные изображения их и письменные отчеты, но ни одни из них не являются информацией из первых рук.

В письменных рассказах о садах они описываются как многоуровневая конструкция, которая приведена к горному виду, наполненному деревьями, лозами, кустами и растениями всех видов. Поскольку эти записи были созданы сотен лет спустя, или просто цитируют утерянные тексты, сады, возможно, были ассирийскими, а не вавилонскими или могут быть полностью мифическими.

Другим известным примером вклада Вавилона в искусство является Иштарские ворота. В отличие от Висячих садов, мы знаем, что они существовали, благодаря раскопкам 20-го века. Часть стены Вавилона - Иштарские ворота были построены около 575 года до н.э. при правлении Навуходоносора II.

ворота Иштар
Реконструкция ворот Иштар в Пергамском музее в Берлине. Изображения: Rictor Norton, СС с 2.0 и Львы и цветы на воротах Иштар. Изображение собственность - Josep Renalias, КС-СА 3.0.

Когда-то считавшийся частью одного из семи чудес света (стены Вавилона были заменены в списке Маяком Александрии), ворота были украшены глазурованными кирпичами, изображающими драконов, львов и быков. Животные изображают божеств вавилонян (Иштар, Адад и Мардук). Говорят, что ворота были частью пути к храму Мардука, главного бога Вавилона.

Заключение

Это лишь некоторые интересные моменты из этой эпохи. Человечество имеет долгую историю создания искусства и в следующий раз мы отправимся немного на запад, в Древний Египет!

Статья основана на материале англоязычной статьи переведенной автором сайта и при цитировании его на русском языке ссылка на сайт обязательна. Автор Mary Winkler. Оригинал статьи на английском

Другие статьи >>