Уроки по Photoshop, Illustrator, Flash и 3ds max. Статьи по дизайну и фотографии.

Амбиграммы



В одной из книг ныне популярного американского писателя Дэна Брауна сюжет крутится вокруг неких клейм-амбиграмм тайного общества, которые были сделаны якобы 400 лет назад. Однако, не смотря на то, что автор книги усиленно пытается сделать из нее некое обличающее послание, снабжая множеством реальных фактов, по поводу этих амбиграмм Браун признается в конце книги, что они были нарисованы его (а значит и нашим) современником — Джоном Лэнгдоном.

Таким образом, я бесконечно рад за тех дизайнеров, у которых не стоит такой проблемы, и не рекомендую им тратить время на чтение. Тем же, у кого как у меня, что называется, «наболело», предлагаю ознакомиться с моими соображениями по поводу ТЗ для дизайнера.

angels demon

Амбиграммы из книги «Ангелы и Демоны». Сверху вниз: Angels&Demons, Illuminati, EarthAirFireWater. Здесь и далее автор работ — Джон Лэнгдон.

ангелы и демоны

Амбиграммы из книги «Ангелы и Демоны». Earth, Air, Fire, Water.

Итак, амбиграмма (от лат. ambi — двойной, и греч. gramma — буква) — слово перевертыш или (по научному) каллиграфический узор, позволяющий совместить два различных прочтения из одного и того же набора линий.

Литературным прообразом амбиграмм можно считать палиндромы — слова или наборы слов, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево (А роза упала на лапу Азора). Однако в отличие от палиндромов, амбиграммы — относительно новое увлечение дизайнеров и писателей, популяризовали которое от силы четверть века назад.

Амбиграммы бывают разных видов. Русские поэты и писатели, которые увлеклись рисованием амбиграмм, даже придумали им названия: «листовертень» (поворот на 180 градусов), «ортогонал» (поворот на 90 градусов), «двоевзор» (читаются разные слова без поворота листа). Помимо этого, следует отметить, что существуют симметричные и асимметричные амбиграммы.

Асимметричный листовертень Art&Science/Philosophy (поворот на 180° дает другое прочтение).

Асимметричный листовертень True/False



Самое интересное то, что пока амбиграммы не нашли широкого коммерческого применения. Всё это больше похоже на развлечение интеллектуалов. А потенциал, между прочим, огромный.

Амбиграмму можно использовать как логотип, который читается одинаково хорошо из любого положения. Первое что приходит в голову это NASA и прочие аэрокосмические агентства: им бы действительно не помешал логотип «без земного притяжения». Ну а если спуститься на землю? Да сколько угодно примеров. Возьмите в руки свои лыжи. В 50% случаев вы смотрите на перевернутую марку. То же самое со сноубордом, мячом, теннисной ракеткой и прочим спортинвентарем. Если забыть про спорт, то это могут быть предметы личной гигиены, офисные принадлежности, небольшие электроприборы. Да где угодно может пригодиться свойство логотипа читаться вверх ногами!

Логотип-амбиграмма находка для рекламы на местах продаж. Он прекрасно будет смотреться на полу, на витрине, как со стороны прохожих, так и со стороны посетителей, на прозрачной вывеске поперек движения покупателей. Амбиграмма могла бы дать зеленый свет использованию нестандартных рекламоностилей. Ведь логотип теперь находится в двух измерениях!

Асимметричный листовертень Art&Science/Philosophy (поворот на 180° дает другое прочтение).

Симметричный листовертень Aerosmith

Симметричный листовертень The Faith Full

Симметричный листовертень The Scene

Синергия — слияние компаний — в наш век глобальной экономики это стало обычным делом. Большие деньги для акционеров и большие проблемы для дизайнеров. Старые половинки, как правило, хотят на равных присутствовать в новой айдентике. Как быть? Тут как никогда пришлась бы кстати хитрость с амбиграммой. Двоевзор: меж букв слова Cadbury, прочитывается Dirol. Листовертень: в одну сторону читаем Konica, в другую Minolta (кстати, они недавно умерли… может стоило сделать нормальный логотип?).

David Slavitt. Двоевзор колебания (оscillations). Восприятие написанного как бы колеблется между двумя вариантами.

Двоевзор James/Joyce. Эффект основан на переключении восприятия фигура/фон.

Профессионалы знают, что хороший логотип это узор. Амбиграмма — это идеальный узор, высший пилотаж, фантастическая смесь каллиграфии, типографики и пытливого ума. Так может логотип-амбиграмма — идеальный логотип?

Полагаю, что как одно из направлений дизайна логотипа, амбиграммы будут развиваться. Тем более что приемов создания чего-то действительно оригинального и нового в айдентике становится всё меньше и меньше.

Автор статьи Александр Ширышев. Сайт автора.

Другие статьи >>